МЕДИЦИНСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ - БЕСПЛАТНО
 

Трудности общения


Трудности общения

Любые трудности, барьеры и деформации можно рассматривать с позиций различных отраслей психологии. Так, с позиции общей психологии трудности общения обычно сводят до тех характеристик психических процессов, состояний и свойств человека, которые не соответствуют показателям психологически оптимального общения. При этом под психологически оптимальным общением понимают такой процесс, при котором реализуются цели участников общения согласно мотивам, шо их предопределяют и способов общения, которые не вызывают у партнёров чувство неудовлетворённости.

Т.е. исследуют как типичные для всех нормальных людей феномены общения, закономерности и механизмы его протекания, так и те, которые не соответствуют критериям нормы. Известны такие психологические причины, которые не способствуют достижению целей, вызывают недовольство частичным или не достигнутым результатом: нереальные цели, неадекватная оценка партнера, его способностей и интересов, неверное представление о своих собственных возможностях, использование таких способов общения, которые не подходят в данной ситуации.

Характер названных трудностей во многом зависит от содержания или направленности мотивации, воздействие которой проявляется в нарушении определенной функции общения. В плоскости возрастной психологии также изучаются трудности общения, которые возникают из-за принадлежности его участников к разным возрастным группам. Непохожесть их жизненного опыта накладывает отпечаток не только на представление собеседников о мире, его природу, общество, но и на конкретное поведение индивидов в реальных ситуациях жизнедеятельности. Относительно процесса общения, то непохожесть ЖИЗНЕННОГО опыта проявляется в неидентичных уровнях развития и проявлениях познавательных процессов, неодинаковых запасах и характер переживаний и богатствах поведенческих форм, которые в свою очередь по-разному соотносится с мотивационно-потребносной сферой, которая отличается своей спецификой в разных возрастных группах. В связи с этим в анализе такого рода трудностей психологи советуют учитывать психологические характеристики каждой возрастной группы для того, чтобы делать поправку на их проявление у ребенка, подростка или человека пожилого возраста.

Педагогическая психология рассматривает дешо другие трудности общения, связывая их с «полосой отчуждения», т.е. с возникновением напряженности между учителем и учеником, которое характеризуется прежде всего неспособностью учителя контролировать свои действия и поступки, свою оценку, свое отношение к детям. И как следствие, ребенок выпадает из поля зрения учителя, ведь последний ее не воспринимает и не осознает отчуждения.

Когда же отчуждение осознается, то учитель старается выделить признаки неприятие, которые обычно характеризуются негативными оценками, а положительные видшуковуються сознательно. В конце концов отчуждения может возникнуть и как средство собственной защиты личности учителя. Такие учителя отличаются повышенной тревожность за свой статус, введением жестких требований и т.д. При таких условиях поступки детей расцениваются как умышленные, приводящих к нарушению порядка. На почве «полосы отчуждения» возникают трудности педагогического общения, которые объединяют в следующие группы: информационные (проявляются в неумение сообщить информацию, высказать свое мнение, завершить првидомлення и др.), регуляционных (связанные с неумением стимулировать активность воспитанников) и трудности реализации афективних функций (неумение одобрять мнению ученика, соглашаться с ней и т.д.).

Была выявлена зависимость проявления этих трудностей от степени сформированности в учителя способности направлять на учеников собственные состояния и психические свойства. В условиях, когда у педагога наблюдается дефицит качеств эмпатии, идентификации, рефлексии, то общение с ним приобретает конфигурации формального взаимодействия, что приводит к деформации развития эмоциональной сферы у детей. Если взрослые не удовлетворяется потребность ученика в доверчиво общении, то возникает эмоциональная несбалансированность реакции ребенка на обращение к ней людей, которые ее окружают, появлению в ученика признаков агрессивности и деструкций в поведении. Однако избыток доверчиво общения ведет к инфантилизму.

С позиции психологии управления трудности общения рассматриваются в контексте делового взаимодействия. Как основные можно выделить трудности, связанные с вхождением личности в группу, трудовой коллектив. Практика управления подтверждает, что не каждому руководителю, особенно новичку, сразу удается адаптироваться к условиям жизни в организации, завоевать уважение и доверие подчиненных. Назовем причины этого: обманутые ожидания недостаток внимания от высшего руководства, отсутствие возможности виризнитися в глазах других руководителей успешным решением сложной задачи, социально-психологическая глухоты (пренебрежение к социально-психологических особенностей управленческой деятельности, которая приводит к конфликтам с подчиненными и организацией в целом), пассивность, игнорирование реальных критериев оценки, неприятие другого человека, внутренняя скованность и т. п.

Еще одна группа трудностей связана с развитием отношений с членами организации: неприятие помощи от партнеров, попытка занять во взаимодействии позицию эксперта, негнучкисть ролевой поведения, напряженность в отношениях между руководителями-начинающими и опытными (речь идет о так называемый возрастной конфликт), чувство соперничества и ревности между формальным и неформальным лидером.

Третью группу составляют трудностей коммуникативные проблемы, связанные с неумением высказать собственное мнение, провести дискуссию, совещание, аргументированно доказать свою правоту. Четвертая группа трудностей в общении содержит субъективные ограничения (факторы, затрудняет и сдерживают результаты управленческого общения): неумение управлять собой, незнание своих психофизиологических возможностей, социально-профессионального потенциала; розпливчати личные ценности; невыразительная цели; загальмований саморазвитие; неумение решать проблемы; недостаток творческого подхода; неумение влиять на людей; недостаточное понимание особенностей управленческой деятельности; слабые навыки руководства; неумение обучать; низкая способность формировать группу.

Юридическая психология также рассматривает трудности общения. Речь идет о общения следователя и подозреваемого, следователя и потерпевшего, общения, разворачивается между участниками судебного процесса, между лицами, которые находятся в местах лишения свободы. Часто трудности возникают в общении с несовершеннолетними правонарушителями, особенно с теми, которые постоянно конфликтуют с окружением, что выражается в агрессии, либо в уклонении от любых контактов.

С позиции психологии личности трудности в общении рассматриваются в контексте индивидуально-личностных различий. Различные индивидуальные особенности по-разному деформують общения. Назовем эти индивидуальные особенности: егоцентризм (человек, который чрезмерно сконцентрирована на себе и своих собственных мыслях, переживаниях и т.п., не способна адекватно воспринимать другого участника взаимодействия, что проявляется в отсутствии сочувствия к собеседнику, в отсутствии координации действий с партнером); когнитивная сложность личности ( низкий уровень когнитивной сложности личности вызывает повышенную враждебность и агрессивность в общении; когнитивная сложны люди чаще испытывают радость по поводу общения, чем когнитивная простые, которые нередко переживают непонимание их окружением); чрезмерная уязвимость (по имеющейся потребности в общении такие люди не реализуют ее через исключительную сдержанность, повышенный уровень тревожности, высокая степень самозаперечення, самоприниження); чрезмерная соромьязливисть; отрешенность; одиночество и др.

С позиции социальной психологии все перечисленные выше группы трудностей, в той или иной степени рассматриваются. Детально изучаются также всякого рода барьеры в общении. В частности коммуникативные барьеры, т.е. такие психологические препятствия, которые устанавливаются на пути получения информации.

Среди них выделяют логический, стилистический, семантический, фонетический барьеры. Известные научные труды, в которых анализируются психологические барьеры в общении, под которыми понимаются устойчивые установки, психологические настроения личности, состояния человека, которые при определенных обстоятельствах препятствуют общению, приводят к его сбоев. Есть исследования, где рассматриваются социально-перцептивные (связанные с неадекватным восприятия, пониманием, оценкой партнеров друг друга) и интерактивные (связанные со сложностями во взаимодействии) барьеры.

Результатом усилий многих ученых (философов, социологов, психологов, этнографов, культурологов, психотерапевтов) стало возникновение направления в психологии, получившего название социальная психология затруднено общение. Это сложный феномен, который имеет как объективную, так и субъективную природу и формируется в пространстве координат «культура - личность - общение». Данное понятие используется как в широком, так и в узком смысле. Широкий контекст категории «затрудненное общение» включает такие явления, как трудности, сбои, барьеры, конфликты, преграды и т.п., а узкий - фиксирует незначительные трудности общения, которые долаються партнерами в процессе взаимодействия.

К важным характеристикам затруднено общение принадлежат также степень выражения трудностей, их глубина и интенсивность. Иными словами, в узком смысле слова затрудненное общение характеризуется незначительными тертыми и сбоями в сфере межличностные взаимодействия. Ему свойственны: непрерывность контактов между партнерами; определенную степень осознания участниками взаимодействия имеющихся трудностей; поиск причин, которые ведут к осложнению общения; попытка самостоятельно преодолеть социально-периептивни, коммуникативные, интерактивные затруднения.

А широкий смысл этого понятия включает все виды и формы общения, которые вызывают деструктивные изменения в поведении партнеров, прерывание контактов и прекращению общения, снижение уровня осознания трудностей в общении, уменьшение попыток самостоятельного выхода из трудностей, которые возникли. И как результат - у собеседников может сформироваться тревожное отношение к любой ситуации общения.

Затрудненное общение рассматривается исследователями в нескольких плоскостях: как социально-психологический феномен, который проявляется только в ситуации взаимодействия, социального общения; как явление объективное, что представлено в несоответствии цели и результата, выбранной модели общения и реального процесса взаимодействия; как явление суб ' ективне, которое проявляется в разного рода переживаниях индивидов, в основе которых могут быть неудовлетворенные потребности, внутренне-личностные конфликты.

Что касается трудностей, которые возникают в общении (причины затруднено общения), то их классифицируют следующим образом:

• объективные, порожденные реальным взаимодействием, и субъективные, касающиеся различных аспектов функционирования личности или группы;

• первичные, то есть природные условия жизни группы, и вторичные, порожденные различными психогеннимы и социогеннимы воздействиями;

• усвидомлювани, реально присутствующие в ситуации общения и неусви-домлювани, те, что субъективно НЕ переживаються личностью и группой;

• ситуативные и устойчивые;

• межкультурные и культурно-специфические;

• загальновикови и гендерные, половые;

• индивидуально-психолог (ЧНИ, личностные, социально-психологические;

• когнитивная-эмоциональные, мотивационные и инструментальные (навыки общения, нормы, правила этикета, ритуалы и т.д.);

• компоненты структуры спишування (социально-перцептивные, коммуникативные, интерактивные);

• вербальные и невербальные.

Взаимосвязь личности и общения базируется на процессе взаемодетерминации: личностные образования влияют на результаты общения, а те, в свою очередь, влияют на личность, формируя ее социально-перцептивные сферу, систему отношений, навыки и умения коммуникативной поведения и т.д. В зависимости от того, какими являются интегральные личностные образования и как они влияют на общение, меняя его характеристики, возникает совокупность признаков затруднено или неутрудненого общения. Известные самая для ситуаций затруднено взаимодействия характеристики: наличие барьера на пути достижения целей партнеров; увеличение нервно-психического напряжения; демонстрация непонимания; сбои в интеракции. При этом ситуация затруднено взаимодействия предусматривает такую ситуацию, при которой один или оба партнера являются субъектами затруднено общение. Они по-разному осознают социальные нужды прочего, мешающие достижению целей общения, в результате чего один или оба участника общения испытывают острые эмоциональные переживаний, которые сопровождаются демонстрацией непонимания, нервно-психическим напряжением и т.п.

Представление о личности как о субъект затруднено общение лежит в плоскости изучения общих характеристик субъекта общения, наделенного способностью субьектности (т.е. всеми характеристиками субъекта), что проявляется в преобразовательные активности участников общения и в установлении субъективных зв ' язкив индивида с другими людьми. К интегральных свойств субъекта общения относятся: автономность, свобода, деятельность, гармоничность, целеустремленность, усвидомленисть, целостность, преобразовательная активность (ее интенсивность, направленность, качество), «нормальнисть» - «анормальнисть», которые соотносятся с явлениями разрушения или созидания и проявляются в системе отношений. Исходя из указанного, имеются две фундаментальные типы личностей как субъектов общения: субъект затруднено общение и субъект не-затруднено общение, преобразовательная активность которых различается по трем параметрам (направленность, качество, интенсивность) и представлена в системе отношения к другому . Ученые (В. Лабунська и др.) згрупувалы социально-психологические и психологические характеристики личности (направленность, установки, ценностные ориентации, система отношений личности, стили, стратегии взаимодействия, соииально-перцептивные образование, навыки и умения в области коммуникативной деятельности, ролевые, статус ни позиции личности и соответствие ее поведения социокультурный и моральным нормам), на основе чего описали психологический портрет субъекта как затруднено, так и неут-рудненого общения.

Относительно проблемы выхода из ситуации затруднено общение, то, как считают исследователи, он возможен при условии соблюдения принципов равенства (связь двух или более ривноактивних, ривноуникаль-ных субъектов), взаимной детерминации (взаимодействие субъектов, которые влияют друг на одного), осознание себя и окружения через свою представленность в других. (способность быть субъектом преобразования поведения и сознания окружения через свою представленность в них), неравенства взаимной детерминации (речь идет о личностный способ существования каждого из партнеров), неоднаковости (признается право партнера быть индивидуальностью. Важным условием выхода из ситуаций затруднено общение является рефлексия и механизм осознания себя. Поэтому человек, который не осознает себя в качестве субъекта общения, не имеет четкого внутреннего образа, так или иначе обречена на трение и сбои в общении. При этом низкий уровень рефлективного анализа своей системы отношений к другому, особенностей общения превращает субъекта затруднено общение в «тяжелого» партнера, который: наделен низким уровнем осознания себя в роли «объективной» детерминанты, что затрудняет как свое собственное общение, так и других; особенностями своей индивидуальности приводит к возникновению трудностей в процессе взаимодействия с ним большинства партнеров; видит причину трудностей, которые он переживает, в особенностях индивидуальности и общения партнера, и перекладывает ответственность за причины возникновения, ход и последствия ситуации на другого. Однако, будучи «сложным» партнером для другого, человек в большинстве случаев не осознает себя источником затруднено общение. Как видим, понятия «субъект затруднено общение» и «тяжелый партнер общения» не совпадают. Затрудненное общение прежде всего рассматривается как такое, которое сопровождается эмоциональным напряжением. То есть «эффективность» и «затруднения» не являются противоположными характеристиками общения. Вот почему возможны такие варианты: затрудненное, но эффективное общение (партнеры переживают эмоциональное напряжение, но достигают положительных результатов); затрудненное и неэффективное общение (характеризуется эмоциональным напряжением и несоответствием достигнутых результатов заданным целям); неутруднене и эффективное общение (отсутствует эмоциональное напряжение и результаты общения совпадают с заданными целями); неутруднене и неэффективное общение (отсутствует эмоциональное напряжение и не совпадает результат с заданными целями. Только в связи с другим человеком субъект затруднено общение может занимать статус «тяжелого» партнера, помощь которой заключается в создании для него специальных условий, шо приводят к развитию рефлексии по поводу себя как субъекта общения (психотерапевтическая работа, группы тренинга , индивидуальное консультирование и т.д.).

Кроме рассмотренных путей предотвращения трудностям общения, рекомендуются и другие средства, в частности коррекция общения. Она должна строиться на основе диагностики трудностей мотивационного характера. Речь идет о том, что менять необходимо не только внешний, операционадьний сторону общения, но и вскрывать глубинные причины затруднений. Такое сочетание позволит гармонизировать, оптимизировать и гуманизуваты человеческое взаимодействие. Итак Коррекционная работа должна учитывать возраст, пол, индивидуальные особенности человека, специфику социализации, вид деятельности. ее следует направлять не столько на отработку необходимых навыков общения, сколько на коррекцию отношения к другим людям и связанной с этим самооценки, преодоление внутренних конфликтов, самосознания. Для этого специалисты советуют применять такие формы, как обучение самоанализа, применение группового социально-психологического тренинга. При этом в поведенческого тренинга следует применять ролевую фу, групповую дискуссию, различные инновационные игры.

Деформации общения связанные с отклонением от норм взаимодействия, которые приняты в обществе и соответствуют мировым стандартам. Мировые стандарты в области международного права регулируют социальные отношения, а они, в свою очередь, влияют на нормы конкретного межличностного общения, учитывая социокуль-турне и етнопсихологичну специфику. Основные критерии, которые характеризуют нормальное состояние социальных отношений, должны базироваться на гарантиях свободы совести, слова, на праве собственности, передвижения, тайны переписки, телефонных разговоров, на нормах морали и культуры. Названные ценности формируют основу нормальных, цивилизованных отношений, а отклонение от них приводит к деформации социальных отношений и общения.

Прежде деформации социальных отношений вызывают деформацию сообществ, групп и личности как субъекта общения. Речь идет о социальную патологию, которая проявляется в искажение шкалы ценностей, приоритетов личности, ее Я-образа, самооценки, в утрате культуры, нравственности, самоуважения и достоинства человека, в приобретении индивидом признаков комплекса неполноценности, в росте проституции, наркомании, числа самоубийств и т.п. Социальная патология ведет к милитаризации общественного мнения, к массовой мистификация (захват шаманством, колдовство), к наличию в сфере локусов контроля внешней стратегии поведения (объяснение неудач внешними препятствиями), формирование одномерные человека, которому свойственны некритичнисть, отсутствие индивидуальности, конформнисть, снижение активности, повышенная навиюванисть и др. Считается, что основой деформаций социальных отношений и общения является етатизм-абсолютизация роли государства по отношению к жизни общества. Есть такие виды деформации социальных отношений: изоляционная, жорстконорма-реак (преобразование личности на «винтика»), хаотична, искусственно конфликтная, моральная (дегуманизации отношений, обесценивание человеческой жизни), уголовная (засилье преступного мира, сращивание власти и мафии и т.д.).

Последняя, криминальная деформация, в сфере общения распространяется не только на людей, находящихся в местах лишения свободы, но и на общественные отношения в целом. Однако в среде осужденных криминогенная общения проявляется сильнее. В общении осужденных можно выделить следующие признаки изменений: определенный информационный голод; ограниченность пространства взаимодействия; эмоциональное напряжение; повышение агрессивности; стресогеннисть отношений; одностатевисть общения; потеря возможности выбирать контакты, референтной круг общения; повышение уровня тревожности; нравственное искажение направленности контактов; жесткая ролевая поведение тошо. Конечно, не все осужденные в равной степени проявляют названные виды деформаций в общении.



БОЛЕЗНИ:

Аллергология (14)
Иммунология (16)
Андрология (24)
Венерология (20)
Реабилитация (11)
Диетология (12)
Гастроэнтерология (26)
Гепатология (11)
Гинекология (24)
Дерматология (39)
Кардиология (20)
Стволовые клетки (17)
Маммология (13)
Мануальная терапия (9)
Наркология (10)
Неврология (19)
Онкология (16)
Ортопедия (18)
Отоларингология (22)
Офтальмология (35)
Пластическая хирургия (16)
Проктология (18)
Психотерапия (8)
Рефлексотерапия (16)
Сексопатология (9)
Стоматология (8)
Терапия (18)
Урология (18)
Физиотерапия (17)
Флебология (8)
Хирургия (24)
Эндокринология (14)
О нас | Контакты | Запись на консультацию | Пользовательское соглашение
© 2009-2024 Medic-cons.ru Медицинские консультации. Перепечатка запрещена.
Москва, Санкт-Петербург